Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества «Мастер»

 ХМАО-Югра, Березовский район, сп. Приполярный, 2 мкр., дом 2-а, корпус 2

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия
Н. И. Мирон

 

Наставничество в дополнительном образовании

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель,  формируется готовность к саморазвитию.

Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставническая деятельность  – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Основы деятельности:

Кто такой наставник?

Дорогой читатель! Скорее всего, ты уже сталкивался в своей жизни с волонтерами и, может быть, даже не один раз. Они могли приезжать к вам в учреждение с праздниками, мастер-классами или просто зайти пообщаться. В этом пособии мы хотим рассказать тебе о таком виде волонтерства, как наставничество. Чем наставник отличается от других волонтеров? Кто может им быть? Для чего тебе может быть полезен опыт общения с таким человеком? Мы постарались дать ответы на эти и многие другие вопросы в этом пособии.
 
Итак, начнем с того, что расскажем тебе, кто такой наставник.

В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает большим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга. Наставником могут быть учитель, воспитатель, тренер, социальный работник, волонтер или любой другой взрослый человек, который имеет авторитет в твоих глазах и которому ты доверяешь. Но в данном пособии мы уделим больше внимания именно волонтеру-наставнику.

Волонтер-наставник:

  • открытый новому опыту;
  • с широким кругозором;
  • позитивный;
  • надежный и ответственный.

А еще он:

  • интересный собеседник;
  • всегда готов выслушать и поддержать;
  • внимательный к проблемам другого человека;
  • знает, как выходить из спорных и трудных ситуаций;
  • на него можно положиться;
  • всегда выполняет свои обещания;
  • готов поделиться своим опытом;
  • имеет разнообразные хобби;
  • успешный и состоявшийся в какой-либо области;
  • имеет интересных друзей и знакомых из разных сфер жизни;
  • готов регулярно общаться.

И самое важное – ему очень интересно и важно общаться именно с тобой! Наставнику интересно узнать твой внутренний мир, твои хобби и увлечения, интересно узнать, что ты думаешь по поводу разных жизненных вопросов, отношений с разными людьми, отношения к жизни. Ты ему интересен как человек, с разных сторон. И также наставник всегда готов рассказать тебе о себе, о своем отношении к жизни, людям и ситуациям.

Чем мне может быть полезен наставник?

Наставник может помочь расширить твои знания и представления о мире.

Наставник может заинтересовать тебя новым интересным занятием или хобби (например, научить монтировать видеоролики, стоять на баланс-борде, делать профессиональные фотографии, готовить сладости и разные другие вещи).

Наставник может быть для тебя интересным собеседником и человеком, с которым очень весело и интересно проводить время.

Наставник всегда готов внимательно и с пониманием тебя выслушивать, давать советы и помогать принимать решения.

Наставник помогает тебе обратить внимание на твои сильные стороны, на твои успехи, поддерживает тебя во всех начинаниях.

Наставник может помочь тебе разрешить различные конфликтные ситуации со сверстниками или другими взрослыми людьми. Он поможет тебе найти разные варианты решения этих проблем.

Наставник может помочь тебе ставить и достигать различные цели, но обязательно с учетом твоих сильных сторон.

Наставник может помочь тебе становиться лучше, способствовать твоему развитию (физическому, умственному и психологическому).

Наставник может помочь тебе посмотреть с иной точки зрения на различные ситуации, увидеть в них другую сторону. Поможет найти положительные моменты в сложных ситуациях, а также обратить внимание на те моменты, где стоит быть более внимательным и осторожным.

Наставник может помочь тебе в обучении (если ты этого хочешь), а также определиться с выбором дальнейшей профессии, колледжа или вуза.

Наставник может помочь тебе в решении различных вопросов сразу после выпуска. Может подсказать, к кому обратиться в той или иной ситуации, какие документы и куда нужно подавать, как платить за квартиру и решить другие насущные вопросы.

Наставник становится тебе старшим другом и товарищем, с которым можно поделиться своими переживаниями и посоветоваться в трудной ситуации. Другом, который всегда выслушает, поддержит и поможет словом или делом. Другом, который принимает тебя таким, какой ты есть, и не пытается насильно тебя переделать.
 
Как проходят встречи с наставником?

Большинство встреч проходят в индивидуальном формате, то есть каждый наставник общается со своим подопечным регулярно в течение времени, предусмотренного программой наставничества, что позволяет сформироваться особой связи наставника и подопечного.

Продолжительность участия в программе наставника и подопечного может быть разной. Это зависит от целей и задач конкретной программы и договоренностей с опекуном/родителем/директором учреждения. Минимальный срок участия может составлять полгода, однако обычно минимальный срок в большинстве программ наставничества – 1 год, при этом, если наставник и подопечный становятся друзьями, они могут продолжать общаться долгие годы.

Волонтер-наставник обязуется лично встречаться с подопечным регулярно. Это может быть от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от программы. Но между встречами всегда есть возможность общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях.

Продолжительность встречи чаще всего зависит от выбранного занятия, это могут быть 1,5–2 часа, а может быть целый день, около 8 часов.

Встречи могут проходить как на территории учреждения, так и за ее пределами, но только по договоренности с директором учреждения (опекуном).

Как обычно работает программа наставничества?

Программа наставничества является полностью добровольной как для тебя, так и для наставника. Это значит, что все участники программы наставничества сами захотели принять в ней участие.

Волонтер-наставник обязательно приходит от какой-либо благотворительной организации, которая сотрудничает с учреждением, или с согласия директора учреждения (или опекуна).

За каждым подопечным закрепляется один наставник, с которым он общается на протяжении запланированного программой времени. Также за каждым волонтером закрепляется один подопечный.

В каждой программе наставничества кроме волонтеров-наставников есть кураторы или координаторы этого проекта. Ими могут быть сотрудник благотворительной организации, социальный работник или психолог в учреждении. Куратор/координатор – это тот человек, который договаривается со всеми участниками программы (сотрудниками учреждений, волонтерами и подопечными) и делает так, чтобы всем было комфортно общаться друг с другом.

Программа наставничества – это целый серьезный проект, работа которого обеспечивается участием нескольких сторон. Программы наставничества чаще всего реализуются некоммерческими организациями, но также могут быть созданы на базе государственных учреждений. Как правило, в программе участвуют четыре стороны.

Волонтеры, которые проходят длительную проверку: чаще всего участие предполагает интервью с психологом программы, сбор справок и рекомендательных писем и подготовительный тренинг. Поэтому все волонтеры подходят к своему участию серьезно, понимая свою ответственность в роли наставника.

Помимо волонтеров, важную роль в программе играют опекуны (директор учреждения/приемная семья/родители) и специалисты учреждения, которые должны выразить готовность участвовать и способствовать продуктивному общению волонтера и подопечного.

К участию в программе также обычно привлекаются воспитатель подопечного, психологи учреждения и другие значимые взрослые, которые окружают ребенка. К примеру, это могут быть твой учитель в школе, куратор в колледже или тренер в спортивной секции.

Как правило, воспитатель, который знает тебя много лет, может подсказать волонтеру, в каком направлении наставник способен тебе помочь, какие цели вы можете поставить перед собой в вашем общении. А ты, в свою очередь, можешь посоветоваться с воспитателем и поделиться своими переживаниями по поводу наставника.

Школьный преподаватель способен подсказать волонтеру, с какими предметами у подопечного больше всего проблем и в чем помощь наставника может быть особенно актуальной.

В целом в программе принимают участие те сотрудники учреждения, с кем у подопечного налажен хороший доверительный контакт, с кем он может поделиться тем, что его волнует.

Третья сторона в программе – это сам благотворительный фонд/некоммерческая организация и его представитель, куратор или координатор проекта, который его реализует.

Роль куратора/координатора очень важна при участии в программе наставничества. Во-первых, куратор общается с подопечными с целью понять, почему ребенок или подросток хочет принять участие в программе, определить его интересы и пожелания, а также для того, чтобы понять, с каким наставником ему было бы комфортно и интересно дружить. Также куратор общается с наставниками, чтобы определить их возможности, особенности характера и узнать их жизненный опыт. Во-вторых, бывают ситуации, когда возникают недопонимания или какие-либо проблемы со стороны наставника или воспитателей, сотрудников учреждения или даже с твоей стороны уже в процессе общения. И как раз в обязанности куратора входит помощь в разрешении различных конфликтных и спорных ситуаций. К нему всегда можно обратиться и поделиться своими мыслями и чувствами и в том случае, когда бывает трудно что-то сказать напрямую своему наставнику.

Ну и, конечно, сами подопечные, которые тоже должны выразить свое желание и готовность регулярно общаться со своим наставником и быть открытыми к подобному новому опыту.

На схеме можно увидеть, из каких этапов состоит процесс старта программы наставничества в учреждении или семье.

Мифы о наставничестве

Миф 1. Наставники получают деньги за то, что общаются с подопечными.

Волонтерство само по себе не предполагает вознаграждения. Волонтером-наставником становится только тот человек, который сам захотел принять участие в этой программе, подружиться с ребенком или подростком и узнать что-то новое для себя. Он не получает за это денег или каких-либо других льгот.

Миф 2. Наставники – это спонсоры. Они могут подарить все, что ты хочешь.

Главной целью наставничества является желание помочь подростку открыть для себя мир... Наставник хочет общаться со своим подопечным, помогать ему решать разные сложные ситуации, поддерживать во всех начинаниях, но точно не хочет быть «денежным мешком». Часто бывает, что правила программы запрещают наставникам дарить дорогие подарки своим подопечным. Это не значит, что наставник никогда ничего не дарит. В обычной жизни люди делают друг другу подарки на день рождения, Новый год или другие праздники. Эти отношения – не исключение. Иногда можно подарить друг другу небольшой сувенир как знак того, что этот человек тебе важен и дорог. Но подарки – это не цель, не стоит ждать подарков как дополнения к общению.

Миф 3. Наставник – это еще один учитель или воспитатель. Он будет учить меня жизни и давать советы, которые я не прошу.

Существует такой миф, что если наставник – это взрослый человек, то он обязательно будет учить жизни, отчитывать за ошибки и давать непрошенные советы. Но роль наставника в первую очередь – это роль товарища, старшего друга. А с друзьями мы всегда общаемся на равных. Мы можем указать на ошибки, если нас просят, можем дать хороший совет или просто выслушать своего товарища. То же самое происходит и в отношениях между наставником и подопечным. Разница только в том, что у наставника немного больше жизненного опыта и, возможно, он уже знает различные варианты решения ситуаций, с которыми ты столкнулся только что. И он готов поделиться с тобой этими решениями, если ты попросишь.

Миф 4. Наставник – взрослый человек, а значит, он вряд ли меня поймет и мне будет с ним скучно.

Насколько понимает или не понимает тебя другой человек, зависит не от возраста, а от желания понять. И это желание есть у всех наставников. При этом большинство из них активно используют социальные сети, различные гаджеты и в курсе последних событий и трендов. Даже если наставник не знает модных сейчас музыкальных групп или песен, не умеет кататься на лонгборде и никогда не играл в Майнкрафт, это совсем не значит, что вам будет скучно. Вы можете вместе обсуждать музыку, спорт, мечты и открывать для себя что-то новое.

Миф 5. Общение с наставником нужно только для развлечения.

Общение с наставником, помимо развлекательных прогулок, как правило, наполнено полезными занятиями (например, походами в интересные музеи, поиском колледжа), спортивными тренировками или другими занятиями, которые будут нужны и интересны именно вам. И при этом даже подготовку уроков можно сделать весьма интересным мероприятием.

Миф 6. Наставник может меня усыновить (взять под опеку).

Как правило, наставниками становятся те люди, которые по разным для себя причинам не готовы взять ребенка или подростка в семью, но при этом хотят оказать помощь и поддержку другим доступным для себя способом. Иногда бывает так, что сначала человек общается и дружит с подопечным, а после нескольких лет принимает решение забрать его в семью, но такое бывает очень редко, и не стоит на это рассчитывать.

Миф 7. Если я пожалуюсь своему наставнику на воспитателей/родителей/сверстников, то он сразу же сможет решить все конфликты.

Наставник – не волшебник, он не может взмахом руки решить все проблемы. Более того, он обязан согласовывать свои действия с воспитателем, директором или опекуном. Поэтому наставник может помочь тебе найти различные пути решения конфликтных ситуаций, поговорить с воспитателем или родителями и поддержать тебя в решении проблемы, но не решить ее за тебя.

Правила участия в программе наставничества

Для того чтобы программа наставничества работала хорошо и чтобы всем было комфортно договариваться друг с другом, для каждого участника существуют определенные правила. Они есть для наставника, опекуна (воспитателя), для кураторов программы и для подопечных.

Ниже разберем правила, которые должен соблюдать подопечный.

  1. Договориться проводить с наставником время, обозначенное в программе (1 раз в неделю, 2 раза в месяц и т. д.).
  2. Пробовать себя в новых видах деятельности с наставником.
  3. Не приводить своих друзей, братьев или сестер на встречи с наставником каждый раз. Наставник общается с подопечным один на один. Допускается, что наставник или подопечный может пригласить с собой друга/родственника, но только с согласия обеих сторон и не часто.
  4. Сообщать своему воспитателю о мероприятиях или формах деятельности с наставником. Не хранить секретов от своего воспитателя или куратора.
  5. Не рассчитывать на то, что наставник будет покупать подарки или возить на машине, оплачивать экскурсии, репетитора и др.
  6. Спрашивать своего наставника о возможности приезда к нему домой, если это предусмотрено программой. Если она/он согласится, то согласовать это с воспитателями и выбрать обоюдно удобное время для посещения.
  7. Поддерживать контакт с наставником, отвечая по возможности на его/ее телефонные звонки.
  8. Если возникает проблема, немедленно сказать о ней куратору и воспитателю.

Что делать, если..?

В этом разделе мы обсудим проблемные ситуации, с которыми сталкивались наши подопечные при участии в программе наставничества, и обязательно расскажем, что делать в этих ситуациях.

Что делать, если после первой или нескольких встреч тебе не понравился внешний вид или характер наставника?

Первое, что нужно сделать, – это поделиться своими сомнениями с воспитателем и/или куратором. Важно рассказать ему, что конкретно тебе не нравится во внешнем виде или характере наставника.

Второе – важно понять, что за 1–2 встречи очень сложно узнать и понять характер человека. Наставник, как и ты, может переживать и стесняться и от этого быть более молчаливым и закрытым или, наоборот, слишком болтливым и шумным. Чтобы понять характер человека, с ним нужно пообщаться какое-то время, узнать друг друга.

Третье – бывает такое, что твои ожидания от наставника очень сильно отличаются от реального человека. Например, ты думаешь, что твоим наставником станет веселая и заводная студентка 20 лет, а тебя познакомили со взрослой женщиной 45 лет. Не спеши так быстро отказываться от общения с таким наставником, так как люди бывают очень разные и по-своему интересные. И вполне возможно, что человек с богатым жизненным опытом сможет дать больше поддержки и помощи, и с ней будет не менее интересно общаться, чем со студенткой.
 
Что делать, если тебе не нравятся занятия, активности или темы разговоров, которые наставник предлагает на встречах?

В этом случае первым, с кем тебе стоит об этом поговорить, станет сам наставник. Не нужно стесняться или бояться того, что он обидится или будет читать нотации. Для наставника очень важно твое мнение при выборе активностей, поэтому важно сказать ему о том, что тебе не нравится или некомфортно.

Также будь готов к тому, чтобы предложить наставнику те занятия, темы или активности, которые были бы тебе интересны. Вместе вы сможете их обсудить и найти те варианты, которые будут подходящими для вас.

Если вдруг ты поговорил с наставником, а он не соглашается с тобой или возникли споры, то в данном случае стоит обратиться с этим вопросом к воспитателю и/или куратору программы.

Что делать, если ты поссорился со своим наставником?

В любых отношениях бывают ссоры и конфликты, и отношения с наставником – не исключение. Важно то, что ваша история может закончиться конфликтом, а может выйти на новый уровень. Поэтому в любом случае о сложностях в отношениях нужно рассказать своему куратору (желательно подробно, чтобы он понимал, что послужило причиной конфликта) и уже вместе с куратором и наставником найти пути решения этого конфликта.

Если ссора оказалась не очень сильной, то свои переживания и обиды можно обсудить с самим наставником.

Что делать, если твой наставник стал приезжать к тебе слишком редко, а ты хочешь общаться чаще?

В жизни наставника, как и любого человека, могут произойти неожиданные ситуации и обстоятельства, из-за которых у него остается меньше времени на общение с подопечным. Об этой ситуации важно рассказать куратору, чтобы он, в свою очередь, выяснил причины у наставника.

Если куратор узнает, что наставник не сумеет дальше продолжать участие в программе или сможет, но очень редко, то в этом случае куратор предложит тебе найти другого наставника, который способен приезжать чаще.

Даже если у тебя будет другой наставник в программе, то с предыдущим наставником ты всегда сможешь общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях. Поэтому выбор всегда остается за тобой.
 
Что делать, если тебе нравится общаться с наставником друга/одноклассника больше, чем со своим?

В первую очередь нужно поговорить с куратором и своим наставником о том, почему тебе может быть скучно или некомфортно общаться, и найти пути решения этой проблемы.

Бывает так, что нам просто нравится другой человек, и в этом случае в рамках программы допустимо, что встречи могут проходить совместно с другими наставниками и подопечными, но не часто и обязательно с согласия всех сторон.

Что делать, если ты или твой наставник хотите выйти из программы?

Как уже было сказано выше, в жизни любого человека могут произойти неожиданные изменения, от этого никто не застрахован. Чаще всего пары могут закрываться по причине переезда наставника в другой город или изменения рабочего графика, который больше не позволяет уделять много времени общению с подопечным. Также бывает, что изменяется количество свободного времени у подопечного или происходит смена места жительства (переезд в колледж, другой город и т. д.) либо переезд в семью. Эти обстоятельства приводят к тому, что в рамках программы наставник и волонтер перестают общаться.

Бывает и такое, что причинами выхода из программы являются внутренние сомнения или противоречия наставника или ребенка, а также конфликтные ситуации. В данном случае куратор программы пытается разрешить эту ситуацию, но если одна или обе стороны скорее готовы выйти из программы, чем продолжить, то отношения можно завершить. Нужно подчеркнуть, что участие в программе добровольное, поэтому если ты хочешь выйти из программы, то вполне можешь это сделать. Важно только понимать, будет ли это твоим решением или попыткой бегства от решения сложных ситуаций. Разобраться в своих мотивах могут помочь воспитатель или куратор.
Независимо от причин закрытия пары куратор программы предложит тебе и твоему наставнику сделать завершающую встречу, на которой вы сможете подвести итоги, вспомнить, что было хорошего, чего удалось достичь благодаря вашему общению. Можно договориться о дальнейшем формате общения, если он будет.

Что ты можешь вынести из участия в программе наставничества?

Новый интересный опыт.

Новые знания об окружающем тебя мире.

Радость общения с наставником.

Лучшее понимание себя и своих интересов.

Поддержку и помощь в реализации своих планов.

Нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

Минпросвещения России

Региональный уровень (ХМАО-Югра)

Районный уровень

Нормативные документы организации

Наверх